ГРАВИРОВАННЫЕ ПАРФЛЕШИ F. H. Douglas |
Дэнверский Музей Искусств Отделение индейских искусств, Куратор Frederic H. Douglas Заметки по материальной культуре Отчет этнографической лаборатории Гравированный парфлеш из бизоньей кожи. Апрель 1938 |
1.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ. Точно определить племя или район исходя из существующей информации невозможно. Гравированные (вырезные) парфлеши встречались как на Равнинах, так и на северных Плато к западу от Скалистых Гор. Этот экспонат был найден у Кроу, но где он был сделан – не понятно. 2.ИСТОРИЯ. Парфлеш приобрел для коллекции лейтенант S. C. Stimms в 1901 в резервации Кроу, Монтана. Дэнверский Музей купил его в 1936. 3.РЕДКОСТЬ. Гравированные парфлеши так же редки, как и другие вещи. В больших коллекциях их можно найти меньше дюжины. Сколько подобных вещей хранится на руках у индейцев – никто не знает.Verne Ray из Вашингтонского университета, рассказал мне, что один-два подобных предмета в резервации Якима, Вашингтон. 4.РАЗМЕРЫ. Длина открытого парфлеша - 163,9 см Закрытого – 73,2 см Ширина открытого – 82,6 см Закрытого – 33 см Клапан с завязками 46,6х31,5 см Раскрашенная область 43,2х29,8 см Клапан без завязок – 44х31,8 см Раскрашенная область 43,2х31,8 см Глубина свернутого пустого парфлеша – 9 см 5.ВЕС 1,8 кг 6.ВМЕСТИМОСТЬ Наполненный до толщины 15 см – практически, до предела, парфлеш вмещает от 0,283 до 0,425 кубометрв млм от 1 до 1? кубических футов. 7.МАТЕРИАЛ Бизонья сыромятная кожа 8.ЦВЕТ Гравированные области M&P 45-A-1, остальное от M&P 45-A-1 до 56-L-12. В целом – крапчатый коричневый с серыми узорами. 9.ТЕХНИКА ДЕКОРИРОВАНИЯ Кожа толщиной около 3 мм. Узор, показанный на фото прорезан на ней на глубину до 1 мм. Края рельефных выступов слегка загибаются. Рисунок делался двумя способами. Узкие линии прорезаны ножом по еще сырой коже. Когда кожа высохла – прорезы открылись. Широкие светлые области получились, когда удалили верхний более темных слой кожи. Узор сделан на внешней стороне кожи (где волос). Внутри и сзади парфлеша украшений нет. 10.РЕМНИ ДЛЯ ПРИВЯЗЫВАНИЯ Расположение дырочек, сквозь которые пропускались ремни, оказано на рисунке. Дырочки около 15 мм в диаметре. 11.СТИЛЬ Основная фигура – ромб с треугольниками, примыкающими к нему. Больше всего она напоминает раскрашенные парфлеши племен, населяющих горы к западу от Прерий, такие, как Нез Перс, Банок, Шошоны и Юта. Это подтверждается такими чертами, как повторяющийся узор и использование контурных линий. 12.МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ Денверский Музей Искусств, LCr-1-P 13.БИБЛИОГРАФИЯ 1. 1932 Ray, Verne F The Sanpoil and Nespelem. University of Washington Publications in Antropology, том 5, стр. 93-94. Описание и иллюстрация гравированного парфлеша Sanpoil. 2. 1904 Wissler, Clark Decorative art of the Sioux Indians. American Museum of Natural History Bulletin, том 21б pt. 3, стр. 270. В традиции Сиу гравированные парфлеши предшествовали раскрашенным. 3. 1922 Lowie, Robert H. Crow Indian Art. American Museum of Natural History Antropological Papers, том. 21, pt 4, стр. 277. Краткое описание четырех экземпляров в музеях Чикаго и Нью Йорка. 4. 1936 Douglas F. H. Parfleches and other rawhide articles. Denver Art Museum Indian Leaflet Series 77-78. Обзор видов, дизайна, стилей и распространения. 5. 1931 Spier, Leslie An analysis of Plains Indian parfleche decoration. University of Washington Publications in Antropology, том 1, no. 3 6. 1925 Spier, Leslie Plains Indian parfleche designs. University of Washington Publications in Antropology, том 4, no. 3. Дизайн парфлешей - 167 зарисовок. 14.СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ В материалах по сноске 4 насчитывается 53 племени, которые используют раскрашенные парфлеши. Из них гравированные парфлеши приписывают, на основании скудных доказательств, всего пяти племенам - Якима, районам Санпойл и Горячие Источники, Кроу и Нез Перс. Доктор Верне Рэй видел экземпляры первых двух народов из списка, а в музее Field Museum хранятся изделия трех других племен. Очевидно, Санпойл были изготовителями всех экспонатов, а про другие племена известно лишь, что среди них парфлеши были только приобретены. Сноска 5 рассказывает о черноногских парфлешах в музее Field Museum, хотя доктор Пол Мартин утверждает, что это ошибка. Так же отсутствует точная информация о парфлешах Восточных Сиу, упоминаемых в той же ссылке. Доктор Ральф Линтон не уверен, что эти экземпляры – гравированные, а их настоящее месторасположение найти не удалось. В музее Американских Индейцев (Heye Foundation) есть еще две гравированные вещи – подхвостник (часть сбруи) и чехол для сабли – они были взяты у Кроу. Неизвестно, откуда произошел такой тип украшения и как он соотносится с раскрашенными парфлешами. По дизайну оба типа идентичны. Самое старое упоминание о раскрашенном парфлеше, известное мне, - рисунок в отчете об экспедиции Максимилиана 1833-34 года. Дизайн и техника – те же, как и в более поздние времена. Как замечает Уисслер, в традиции Сиу гравированные парфлеши появились раньше, чем раскрашенные. Есть две теории о происхождении техники. По одной версии, она уходит корнями к гравировке по березовой коре, по другой – это влияние испанцев, украшавших сбруи лошадей подобным образом. В поддержку первой версии можно сказать, что Восточные Сиу использовали березовую кору, и многие вещи из нее украшались гравировкой. Но современный ареал распространения гравированных парфлешей далек от мест, где использовали березовую кору. Доктор Верне Рэй говорит, что предметы из березовой коры в местах, где находят гравированные парфлеши, не украшены гравировкой или процарапыванием. Вышеупомянутые подхвостник и чехол для сабли принадлежащий Кроу, очевидно, сделаны по испанскому образцу. Несомненно, индейцы использовали испанскую упряжь, как модель для изготовления своей собственной. Согласно Артуру Вудварду, испанцы украшали кожу механической обработкой, гравировкой и тиснением. Возникает предположение, что индейцы пытались воспроизвести этот эффект с помощью знакомых им техник – надрезов и процарапывания кожи. А затем эти же методы перенесли с конской упряжи на другие кожаные изделия. |
Перевод Н. Крекер